IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 
Ответить на темуЗапустить новую тему
Олег Курский. Чей сын?
Антон К.
сообщение 22.12.2010, 22:11
Сообщение #1


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Регистрация: 22.12.2010
Пользователь №: 524



Я имею в виду того самого князя, который "крепко" рубился с монголами в битве на реке Калке в 1223 году, а после попытался сесть в Чернигове, но был вынужден уступить Михаилу Всеволодовичу. В летописях его отчество не называется. Я встречал три версии его происхождения:
1. сын знаменитого князя Игоря Святославича Новгород-Северского, у которого был сын Олег. Так к примеру считали Татищев и Соловьев.
2.сын Святослава Игоревича, то есть внук Игоря Северского - самая распространенная версия.
3.сын Святослава Ольговича Рыльского
По поводу первой версии есть одно серьезное возражение - есть сообщение о смерти Олега Игоревича в 1205 году. Но вот, что пишет по этому поводу "Энциклопедия Слова о полку Игореве":
О. М. Рапов считает, что князь умер в 1205, основываясь на сообщении Густынской летописи, где под этим годом говорится: «Преставися Олг Игорович и Володымер Юрьевич» (ПСРЛ. СПб., 1843. Т. 2. С. 329). Но, напр., в Моск. летописном своде кон. XV в. мы читаем под 1204 сходный текст: «Того же лета преставися князь Олег Черниговъский Святославич. ...Преставися князь Володимер Юрьевич Муромский» (ПСРЛ. М., 1949. Т. 25. С. 104), т. е. речь идет здесь, видимо, о сыне Святослава Всеволодовича Киевского.
То есть речь здесь возможно идет о совсем другом князе.
По поводу второй и третьей версий думаю, что они маловероятны, так как Олег Курский претендовал на Черниговский стол после гибели князя Мстислава Святославича на Калке. Даже митрополит заступался за его старшинство, хотя и безуспешно. А старшинство после смерти Мстислава должно было перейти к северским князьям - детям Игоря Святославича и его братьев. Правда большинство из них к этому времени по-видимому ушло из жизни. В связи с этим я считаю, что Олег Курский - сын или Игоря Святославича или его младшего брата "Буй-Тура" Всеволода.
У кого-нибудь есть мнения по этому вопросу?
Перейтик к верху страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Скандер
сообщение 12.1.2011, 1:13
Сообщение #2


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Регистрация: 12.1.2011
Пользователь №: 624



В данный момент я Рюриковичами не занимаюсь, т.к. сконцентрировался на более поздней генеалогии. Но материалов по этой теме накоплено немало.

Я лично считаю, что всё-таки данное лицо было либо внуком, либо внучатым племянником Игоря. Но никак не сыном. И вот почему. Олег Игоревич родился в 1175 г. На момент битвы при Калке ему должно было бы быть 48 лет. Как вы думаете, мог бы он в таком возрасте "храбро сражаться" против татар, если фактически в то время человек в таком возрасте был уже стариком? Большинство людей тогда до 50 лет просто не доживали.

Вот так... wink.gif

Сообщение отредактировал Скандер - 12.1.2011, 1:13
Перейтик к верху страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Скандер
сообщение 12.1.2011, 1:17
Сообщение #3


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Регистрация: 12.1.2011
Пользователь №: 624



Я считаю, что он был сыном Святослава Олеговича, племянника Игоря, упоминаемого в Слове о полку...

Курск находился поблизости от Рыльска... Хотя вообще он входил первоначально в удел князя Всеволода, брата Игоря, но впоследствии границы уделов могли меняться. Во всяком случае и Курск, и Рыльск находились на востоке первоначального Новгород-Северского княжества и новгород-северским князьям не подчинялись уже во время князя Игоря, обособившись в отдельные уделы.

Сообщение отредактировал Скандер - 12.1.2011, 1:18
Перейтик к верху страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Антон К.
сообщение 16.1.2011, 21:38
Сообщение #4


Активный участник
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 33
Регистрация: 22.12.2010
Пользователь №: 524



Для меня мнение, что человек в 48 лет не мог "крепко" биться не является решающим. В конце концов он не в одиночку с татарами бился, а вместе со своей храброй курской дружиной. Мстислав Удатный и Мстислав Луцкий тогда тоже лично участвовали в бою, а было им за сорок (Мстиславу Луцкому так пожалуй и за пятьдесят). Но я тоже склоняюсь к мысли, что Олег Игоревич умер в 1205 году.
Во-первых: он никак не упоминается в летописях во время "Галицкой авантюры" Игоревичей, которая закончилась для них очень печально. При описании этих событий летописями упоминаются все остальные сыновья Игоря и два внука. Может потому-то и молчат источники, что Олега Игоревича тогда уже не было в живых?
Во-вторых: Крестным именем Олега Игоревича было Павел. а в Любецком синодике упоминается князь Георгий Курский, то есть однозначно другой человек.
В 1228 году Олег выдал свою дочь за князя Всеволода Константиновича Ярославского. При этом Воскресенская и Никоновская летописи упоминают его отчество - Святославич. Однако Татищев в этом месте называет его Всеволодовичем. Я читал эти летописи и считаю, что известия о женитьбе как у них так и у Татищева восходят к какому-то одному древнему источнику и разночтения связаны скорее всего с ошибкой переписчика. Так кто же прав - Татищев или Воскресенская летопись, которая в отличие от труда Татищева считается надежным историческим источником?
Если все-таки прав Татищев, то получается, что Олег Курский был сыном Всеволода Святославича Трубчевского и Курского.

Сообщение отредактировал Антон К. - 16.1.2011, 22:30
Перейтик к верху страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Скандер
сообщение 17.1.2011, 17:42
Сообщение #5


Участник
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Регистрация: 12.1.2011
Пользователь №: 624



Цитата(Антон К. @ 16.1.2011, 20:38) *
Для меня мнение, что человек в 48 лет не мог "крепко" биться не является решающим. В конце концов он не в одиночку с татарами бился, а вместе со своей храброй курской дружиной. Мстислав Удатный и Мстислав Луцкий тогда тоже лично участвовали в бою, а было им за сорок (Мстиславу Луцкому так пожалуй и за пятьдесят). Но я тоже склоняюсь к мысли, что Олег Игоревич умер в 1205 году.
Во-первых: он никак не упоминается в летописях во время "Галицкой авантюры" Игоревичей, которая закончилась для них очень печально. При описании этих событий летописями упоминаются все остальные сыновья Игоря и два внука. Может потому-то и молчат источники, что Олега Игоревича тогда уже не было в живых?
Во-вторых: Крестным именем Олега Игоревича было Павел. а в Любецком синодике упоминается князь Георгий Курский, то есть однозначно другой человек.
В 1228 году Олег выдал свою дочь за князя Всеволода Константиновича Ярославского. При этом Воскресенская и Никоновская летописи упоминают его отчество - Святославич. Однако Татищев в этом месте называет его Всеволодовичем. Я читал эти летописи и считаю, что известия о женитьбе как у них так и у Татищева восходят к какому-то одному древнему источнику и разночтения связаны скорее всего с ошибкой переписчика. Так кто же прав - Татищев или Воскресенская летопись, которая в отличие от труда Татищева считается надежным историческим источником?
Если все-таки прав Татищев, то получается, что Олег Курский был сыном Всеволода Святославича Трубчевского и Курского.



Я считаю, что гораздо больше смысла доверять летописям чем Татищеву. У Татищева было много неточностей.


Перейтик к верху страницы
 
+Цитировать сообщение
 

Ответить на темуЗапустить новую тему

 

Текстовая версия Сейчас: 25.5.2020, 10:00

Раскрутка сайтов

Весь интернет в одном каталоге! free counters
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro